Home Методический кабинет Методический семинар Развитие функциональной грамотности
Развитие функциональной грамотности PDF Печать E-mail
Автор: Administrator   
19.03.2023 11:41

Рубрику ведет: учитель информатики высшей категории Кудимова Наталья Вячеславовна

Понятие функциональная грамотность

Практически ежедневно каждый из нас сталкивается с необходимостью решения нестандартных задач даже, казалось бы, в обычных жизненных ситуациях. Нам постоянно приходится осмысливать огромное количество информации , чтобы мы всегда могли сделать правильный выбор и принять правильное решение. Давайте рассмотрим несколько примеров.

Мы знаем буквы алфавита, умеем складывать их в слова и читать предложения. Мы понимаем смысл прочитанного текста. Но документ, который содержит много информации в различных видах, например, схемы, таблицы, диаграммы, инфографику, или сложная инструкция могут доставить нам определенные затруднения. Иногда мы не можем совместить то, что выражено графически и словесно, не можем сопоставить факты, а часто еще и слишком доверяем средствам массовой информации.

Мы имеем представление о геометрических фигурах и можем выделить их в окружающем нас пространстве, но немногие знают, как правильно и максимально эффективно разместить мебель в комнате и какие варианты плитки, обоев, ламината лучше всего выбрать, исходя из имеющихся у нас ресурсов.

Мы знакомы с понятием алгебраической и геометрической прогрессии,  и даже с основами экономики, но при этом нам сложно грамотно распорядиться своими денежными средствами – так, чтобы они с минимальными рисками приносили нам прибыль.

Как же сделать так, чтобы жизненные ситуации с которыми мы встречаемся в повседневности не ставили нас в тупик? Как находить правильные и оптимальные решения в казалось бы сложных задачах, которые то и дело подбрасывает нам реальный мир? Ответ на этот вопрос скрывается в определении функциональной грамотности.

Функциональная грамотность - это способность использовать знания, умения, различные навыки при решении широкого круга задач за пределами учебных ситуаций, то есть задач, которые не похожи на те, где эти знания, умения и навыки приобретались.

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, связанные с решением  некоторых проблем из реальной жизни. Как правило, это требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, то есть требует творческой активности.

И конечно, перед нами, педагогами, стоит непростая задача – сформировать у современных учеников навыки, которые будут им полезны и в настоящем и в будущем и пригодятся при решении реальных жизненных задач. Однако важно понимать, что один педагог с такой задачей не справится, а значит, необходимо действовать сообща с разных сторон и с разных предметных областей создавать условия, в которых будет формироваться и развиваться функциональная грамотность каждого ученика.

Но чтобы приступить к решению этой задачи нам с вами необходимо понять модель оценки функциональной грамотности. Обратите внимание, что ее основой являются: знания, умения, отношения и ценности. То есть важный момент: функциональная грамотность не перечеркивает глубокие и прочные академические предметные знания, без них невозможно говорить о развитии функциональной грамотности, это и есть ее основа.

 

В рамках нашей системы образования мы умеем закладывать предметные знания, но теперь для нас особенно важным становится на этой прочной основе так переориентировать учебный процесс, чтобы дать возможность учащимся действовать вне учебных ситуаций, выходить за пределы предметной области. Но при этом, конечно, должна измениться и модель оценки результатов обучения. Мы должны оценивать не знания, умения и воспроизведение, а выбранную учеником модель поведения и его способность действовать в определенной ситуации. И при таком подходе различные виды компетенций выступают как связующие, которые дают возможность объединить предметные, метапредметные знания, умения и отношения для решения широкого круга задач.

Давайте рассмотрим характеристики заданий, направленных на развитие функциональной грамотности учащихся.

Во-первых, такая задача должна быть поставлена вне какой-либо предметной области, но таким образом, чтобы ее решение требовало применения определенных предметных знаний, например, по математике. То есть задача может быть про рынки, про кредиты, про поездку, про ремонт.

Во-вторых, в основе такой задачи должна лежать реальная жизненная ситуация, с которой ученик может столкнуться в реальном мире, и ему эта ситуация должна быть близка и понятна. Например, нужно сделать ремонт в комнате, или спланировать поездку на море, или придумать дизайн для плаката в кружке.

В-третьих, жизненная ситуация, которая использована в задании должна требовать от ребенка осознанного выбора модели поведения. Какие обои купить для ремонта, брать или не брать кредит и так далее.

Вопросы в заданиях должны быть изложены простым языком, нужно избегать  длинных и сложных формулировок.

Задания должны требовать от ученика перехода из реального мира в предметный. То есть необходимо сформулировать исходную задачу на языке математики, физики и других предметных областей.

 

В задание можно также включить  дополнительные материалы в виде таблиц, схем, графиков, изображений и тому подобного.

Обновлено 19.03.2023 11:49
 

Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Решаем вместе